Сегодня мы обозреваем модель, с которой и началась эпоха скутеров. Встречайте, Yamaha Passol. Это был далекий 78-ой год и первый серийный мотороллер от Yamaha.
На панели управления все просто до безобразия. Есть тумблер включения и выключения. Также на нем есть лампочка-индикатор масла и датчик, который показывает, что вы завелись. Потому что это как раз та модификация, когда вам нужно еще два раза повернуть ключ зажигания. Первый раз – вы заводите и второй раз – вы поехали. Эта технология является прародителем обязательного нажатия на ручку тормоза перед нажатием стартера. В данной модели о стартере еще пока речи нет.
Хотя в то время не было понятия “ближний и дальний свет”, тем не менее, лампочка в 12 вольт горит прекрасно.
Вилка классическая. Простой телескопический перевертыш. Тормоза барабанные. Довольно любопытная система киксартера. Есть цепной привод. Вариатора нет. Тормоза барабанные и спереди и сзади. Датчик топлива старого типа. Из интересных решений стоит обратить внимание на то, как выполнено выхлопное окно. Оно не смотрит в сторону, а сразу вниз. Таким образом японцы максимально упростили себе задачу с сопряжением глушителя на блок двигателя. Таким образом, он занимает минимум места. При этом вы можете даже сделать ему иннерционный надув.
Двигатель с принудительным охлаждением. А кожух мотора закрыт общей пластиной – это очень интересное техническое решение. При этом у него стоит полноценный масляный насос – одни вход и два выхода (для легкой смазки коренных подшипников). Фильтр-бокс стоит спереди. Он достаточно компактно установлен. Фактически у вас есть полноценный шноркель, и вы можете даже переходить мелкие речки вброд.
По генератору – есть классические две фазы и два провода для индуктивного датчика. А также, как и на Honda используется черно-красный провод от высоковольтной катушки генератора, дабы питать коммутатор переменного тока.
В те времена не было еще никаких бардачков под сидением, поэтому под ним у нас удобно разместился маслобак, пластиковая катушка , разъем датчика уровня топлива и примитивный 4-х пиновый коммутатор.
Самое интересное в этом простом скутере скрывается под боковой крышкой. У нее забавные болты класса прочности 5,8 и у каждого маркировка DA. Двигатель вращается по часовой стрелке, то есть против хода скутера.
Еще одна особенность. Если говорить, об обычном вариаторе, то там колодки развернуты в противоположную сторону, чтобы раскрываться по ходу движения. Здесь же все ровно наоборот и они как бы гладят стакан сцепления. Почему так сделано неизвестно, но видимо была но то причина.
Также здесь необычный натяжитель цепи с довольно слабой пружиной. Под колоколом сцепления стоит, очень похожая на современную, шестерня маслонасоса. То есть тут снимается только шайба отдельная, а вся остальная конструкция цельная. Храповый механизм одним куском, довольно необычная шпонка (которая очень короткая и ее легко потерять) и собственно сам стакан сцепления с втулкой.
У масляного насоса шестерней гораздо больше, чем у обычного скутера. Сама же идейная часть скутера полностью похожа на современные версии (стандартные успокоители и натяжитель).
Интересно посмотреть на конструкцию кикстартера. Тут стоит полумесяц и на оси полумесяца стоит храповый механизм, который выпрыгивает в момент запуска. То есть если его вытолкнуть, то получится настоящий прародитель современного храповика. Система не нова и похожую вещь можно увидеть на 157-м моторе, но там все сделано немного иначе.
В целом все просто. У вас двигатель вращается по часовой стрелке, а внизу нет никакой промежуточной шестерни в редукторе. То есть, у вас сразу от колокола сцепления на первичную шестерню передается крутящий момент, и через огромную вторичную шестерню этот момент передается на колесо.