Статья настройка подвески мотоцикла

03 июля 2016 г. 526
Настройка подвески мотоцикла
Многие несерьезно относятся к настройке подвески мотоцикла, думая об этом важном элементе ухода, как о "крутилках, за которые отвечают опытные люди в автомастерской, которые готовят байк для трека". Только не нужно быть гоночным инженером, чтобы понять, что вес человека в 100 кг - это половина веса всего мотоцикла. А человек, который весит 50 кг - в два раза легче. Из-за этих простых фактов легко догадаться, что поведение мотоцикла будет совершенно разным. Но у нас, как правило в лучшем случае настраивают байк по мануалу. А чаще всего пилот вообще воспринимает странное поведение своего железного друга, как недостаток конкретной модели.
Мы же с вами посмотрим, как настроить мотоцикл под собственный вес и под собственную манеру вождения. Не так важно для трека эта настройка или для дорог общего пользования. Причем изменения можно увидеть на мотоцикле, который просто стоит.
Как правило, когда говорят о работе подвески, то представляют такую ситуацию, когда колесо наезжает на какое-то препятствие - поднимается и опускается. Но не менее важна ситуация, когда колесо отрабатывает ямы и неровности. Это напрямую зависит от свободного хода подвески. Соответственно, если мотоцикл продавливается вниз, то у него есть свободное пространство, которым можно выстрелить колесом в яму. Если свободного хода нет, то колесо не будет выстреливать. Поэтому очень важно настроить так называемый "прогиб". По мануалу такая усадка подвески подогнана под человека в 80-85 кг. Если на байк садится человек весом 60 кг, то он практически не прожимает подвеску и у нее нет свободного хода для отбоя. С другой стороны, пилот весом 120 кг прожимает подвеску настолько сильно, что свободного хода почти не остается. Правильная подвеска - это когда у вас есть свободный ход и для ям, и для кочек.
Если у вас спортивный или дорожный мотоцикл, то скорее всего его общий ход подвески равен 12-ти см. При хорошей настройке, пилот, который сел на байк в полном экипе должен прижимать ее на четыре см. Заднюю тоже можно настроить на четыре см, но если у вас литр, то настраивайте на 3,5 см. Если вы любите агрессивную езду, то спереди 3,5 см, а сзади 3. Для трека еще жестче - 3 см спереди и 2,5 сзади.
Итак, как сделать все это физически? Во-первых, вам понадобится напарник, который будет держать мотоцикл. Далее вам необходимо измерить длину от крыла до маятника: 1) при полностью разжатой подвеске (для этого поставьте байк на подножку и полностью вывесите колесо),
2) при весе мотоцикла (для этого надо поставить байк вертикально) тут мы проверяем два параметра: при полностью продавленном мотоцикле и при приподнятом крыле. Для чего это важно? Чтобы понять есть ли проблемы с подшипниками. Разница между показателями не должна превышать трех мм. В идеале должно быть вообще 2 мм. С точки зрения усадки нужно брать среднее значение.
Статическое значение крайне важно, особенно когда подвеска находится в крайнем разжатии. Такое часто случается на треке при торможении.
3) Последний замер при весе пилота на байке. Для точности пилот должен быть полностью экипирован.
Итак, мы для примера возьмем мотоцикл HONDA CBR600RR.
Результаты замеров сзади
Без нагрузки - 50 см
С нагрузкой - 48,2 и 48,4 (все в норме) Усадка 1,7 (при норме 1,0)
с пилотом - 45,5 (просел сзади на 4,3 мм при норме 3,5 мм, спереди норма - 4 мм), чтобы исправить эту неполадку, мы поджимаем пружину, чтобы она стала жестче. Преднатяг пружины в мануале обозначается как Preload. Преднатяг не уменьшает ход подвески.
Теперь обратим внимание на переднюю часть. Также полностью разжимаем подвеску. Точки замера - нижняя часть пера и верхняя часть пера над пыльником.
Результаты замеров спереди
Без нагрузки - 13,5 см
С нагрузкой - 10,6 и 11,1 (все в норме 5-7 мм) Усадка 2,7 (при норме 2,0), подтверждается теория о том, что пружина тут очень слабая. Настраиваем на пол оборота и получаем результаты 11,4 и 11,6. Усадка 2,0
с пилотом (нужно сделать несколько движений вниз, чтобы прожать подвеску полностью) - 10 (в идеале, для дорог общего пользования усадка должна быть 4 см, а тут она немного жестковата 3,5). Эти показатели не плохие и годятся для гоночного мотоцикла.