Статья как выбрать снегоход

07 февраля 2014 г.1645
Как выбрать снегоход

Как выбрать снегоход.

Лишь единицы транспортных средств могут справиться с таким коварным и сложным покрытием, как снег. Увязнуть в нем можно так же, как и в болоте. Однако для снегоходов не существует такой преграды. Не посвященный человек не увидит никакой разницы между этими машинами. Однако есть несколько типов снегоходов, у каждого свое назначение и особенности.

Модельный ряд Yamaha тестировался недалеко от Новосибирска. Трасса порадовала своей универсальностью с точки зрения разновидностей покрытий. Чтобы выбрать тот или иной типснегохода, нужно четко определить цель, которую вы преследуете при покупке. Для чего вам нужна снежная машина?

С точки многофункциональности идеальным вариантом являются снегоходы утилитарного типа. Они больше всего подходят для преодоления глубокого снега, в этом им помогает длинная, широкая гусеница. Им отдают предпочтение рыбаки и охотники, а также жители населенных пунктов, где очень сложно пробираться по дорогам. Главные достоинства машин – надежность и практичность. Порой, ради достижения этих качеств в жертву приносятся ходовые параметры. Способность перевозить большие грузы также является немаловажным достоинством утилитарных снегоходов. Понижающая передача позволяет уверенно чувствовать себя в условиях бездорожья. Для лучшей ремонтопригодности машины оборудуют двухтактными моторами. Самым известным отечественным представителем данного класса считается “Буран”.

Для обычной поездки со своим другом или знакомым лучше всего подойдет туристический снегоход. Он обеспечивает максимальный комфорт, как водителю, так и пассажиру во время движения. Эти машины чем-то похожи на утилитарные, однако между ними есть и немало отличий. Прежде всего, эти агрегаты более совершенные с точки зрения техники, в частности, на них установлены четырехтактные моторы большой мощности. Снегоходы для длительных марш-бросков – именно этими словами многие характеризуют туристическую технику. Стоимость этих транспортных средств значительно выше утилитарных машин.

Спортивные снегоходы с длинной гусеницей и мощным двигателем справляются с глубоким снегом не хуже утилитарных машин. Эти одноместные агрегаты просто созданы для покорения снежных просторов в любое время. Спортивные машины делятся на 2 типа:

  • - Универсальные, предназначенные для преодоления трасс с неровным покрытием, однако, они не подходят для глубоко заснеженных участков;
  • - Кроссовые агрегаты, прекрасно справляющиеся с трамплинами, прыжками и другими препятствиями.

Мощный двигатель в сочетании с небольшой массой дает потрясающие скоростные характеристики спортивных машин. Однако повышенная динамика негативно отражается на проходимости трассы. На то есть две причины: меньшая ширина гусеницы и одноместное размещение. Как уже говорилось, снегоходы неплохо справляются с глубоким снегом, но если вы, вдруг, застрянете, то вам придется вытаскивать агрегат в одиночку. Поэтому лучше передвигаться на спортивных агрегатах по укатанным трассам.

Вообще, строгой классификации снегоходов не существует. Их лишь делят на несколько типов, а все остальное зависит от производителя.

Эта особенность выделяет снегоходы среди других транспортных средств. Лыжи – самое удобное средство для перемещения по снегу, и это относится не только к технике, но и к людям. Их пробовали приделывать к автомобилям и самолетам в самом начале XX века. Не обошли стороной и военную технику, лыжи приделывались к аэросаням, имевшим высокую проходимость и большую скорость. Что касается мотоциклов, то их уже многие десятилетия оборудуют не только лыжами, но и гусеницами. Подобные эксперименты проводились и с велосипедами. Таким образом, сфера применения лыж ограничивается лишь фантазией конструкторов.

Гусеницы.

Две лыжи обеспечивают лучшую маневренность. Однако многие охотники предпочитают снегоходы с одной лыжей. Причина этого в том, что при езде по дороге с мелкими препятствиями есть риск застрять, а когда препятствие попадает между лыж, приходится давать задний ход, и машина при этом может окончательно завязнуть в снегу.

Форма и размеры лыж влияют на ходовые качества. На изготовление одной лыжи необходимо около 24 часов, отличия между ними состоят только в форме конька и ширине. Меньший по длине конек позволяет лучше управлять снегоходом на неровных покрытиях. Более длинный конек дает лучшую управляемость на рыхлом снегу. В остальном же устанавливаемые на снегоходы лыжи практически одинаковые и, что самое важное, отличаются универсальностью.

Снегоход соприкасается со снегом лыжами (большинство моделей имеет 2 лыжи) и гусеницей. Таким образом, получается три точки соприкосновения. Бывают и исключения, например, у “Бурана” две гусеницы и одна лыжа.

Характер снегохода, во многом, определяется типом гусеницы. Ее выбор зависит от назначения конкретной модели. Для кого-то важна скорость и управляемость, а кто-то стремится к лучшей проходимости. Чаще всего, используется гусеница шириной 38 см. Она обеспечивает хорошую управляемость, ведь чем шире гусеница, тем труднее изменить траекторию движения.

Следующий тип – гусеницы шириной 50 см. Снегоходы с такой деталью предназначены для преодоления сложных трасс.

Для глубокого снега больше всего подходят снегоходы с гусеницами шириной 38 или 40 см. Получается, что параметры ширины определяют проходимость машины.

Данный показатель снегохода важен только в том случае, если вы, вдруг, застряли. Чем легче машина, тем проще вытащить ее из снега в одиночку.

Двигатель.

Рабочий объем большинства двигателей начинается от 500 см3. Если поломка мотора произойдет вдали от цивилизации, это может привести к серьезным последствиям. Для разных задач существуют разные типы двигателей. Из-за особенностей снегоходов, моторы могут быть предназначены только для них, их нельзя использовать на мотоциклах и других транспортных средствах.

Главное требование, предъявляемое к мотору – максимальная надежность. Ведь иногда речь идет не только о состоянии машины, но и о жизни водителя. Есть два основных типа двигателей: двухтактные и четырехтактные. С точки зрения простоты обслуживания и ремонта более предпочтительными считаются двухтактные моторы, но лучшие ходовые качества может дать только четырехтактный вариант. Этот вид становится все более популярным, он применяется на большинстве моделей. Двухтактные моторы сегодня используются только на утилитарных машинах, где ремонтопригодность важнее динамики.

Воздушный двухтактный двигатель состоит из двух цилиндров, двух свечек и карбюратора, это самый простой, и в то же время довольно надежный тип мотора. Четырехтактный двигатель не уступает своему “младшему брату” в надежности. А иногда даже и превосходит, однако его сложнее ремонтировать и обслуживать. С этими задачами может справиться только настоящий специалист в этой области. А далеко не у каждого человека, особенно если он живет где-то на Крайнем Севере, есть возможность обратиться к профессионалу.

В некоторых случаях, ТТХ двигателя включает в себя только объем, информация о мощности отсутствует, как, например, у снегоходов Yamaha.

Трансмиссия.

На всех моделях снегохода используется трансмиссия вариаторного типа. Они чем-то похожи на те варианты, которыми оборудуют скутеры, однако есть и немалые отличия. Главная особенность ремонта вариатора заключается в необходимости быстрой смены ремня. Настройки трансмиссии на снегоходах также отличаются от скутерных.

Чем большая нагрузка приходится на лыжи, тем лучше машина слушается руля. Если основная масса приходится на гусеницу, то увеличивается проходимость. Наилучший вариант – равномерное распределение нагрузки, в этом случае агрегат ведет себя наиболее сбалансировано. Если снегоход зарывается в снег, то при равномерной развесовке его очень просто вызволить с помощью рычага. Больший радиус поворота свидетельствует о правильной настройке центра тяжести.

Однако сказанное не означает, что существуют идеальные снегоходы. Ведущие марки-производители постоянно выпускают новую, более совершенную технику, и конкурентам приходится придумать что-то уникальное, чтобы выйти вперед, это закон рынка. Все улучшения делаются примерно так же, как и в автомобильном мире. Водители выражают свои пожелания, производители составляют определенную концепцию и реализуют ее с учетом анализа недостатков существующей модели.

Самой яркой новинкой сезона производителя Yamaha стала модель APEX XTX, которая разрабатывалась с нуля. На ней были опробованы технологии, ранее применявшиеся только на автомобилях, например, электроусилитель руля. Однако основной функции усилителя является не помощь водителю в управлении, а нейтрализация силы ударов при проезде по кочкам и прочим неровностям. А если водитель только начинает постигать азы управления снегоходом, то он может просто выпустить руль из рук.

Еще одно новшество – управляемый компьютером клапан выпуска. Благодаря нему создается подпор на средних и низких оборотах. Кривая мощности и кривая момента становятся абсолютно ровными, без каких-либо провалов.

Геометрия передней подвески, геометрия положения водителя на снегоходе, двигатель, дизайн – все это было пересмотрено в ходе создания новой модели Yamaha. В частности, мотор стал более мощным и появился датчик детонации.

Движение.

Большинство снегоходов могут развивать скорость до 170 км/ч. При езде водитель испытывает особенное чувство скорости, которое нельзя сравнивать с автомобилями. Даже при 70 км/ч происходит просто невероятный выброс адреналина.

Управляемость снегохода также отличается от автомобилей. Увернуться от препятствия на трассе не так уж просто, поэтому не стоит стремиться к скоростным рекордам, особенно на незнакомых маршрутах. И не забывайте надевать перед поездкой защитную экипировку.

Работа корпусом и головой – вот требуется от водителя снегохода. Движение происходит по неограниченному пространству, поэтому нужно внимательно следить за состоянием снега. Снегоходы управляются телом и рулем, однако в некоторых ситуациях, например, при движении по глубокому снегу, движения рулем просто бесполезны, машина управляется только телом.

Самым мощным снегоходам требуется не более 3-х секунд для достижения 100 км/ч. Так что снегоходы относятся к типу скоростных машин.

Для управления газом не существует каких-либо универсальных рецептов. Иногда приходится выжимать газ до самого упора наперекор своим инстинктам. Особенно это актуально для глубокого снега, застряв в котором практически невозможно вытащить машину без посторонней помощи. Задняя передача только “зароет” снегоход еще глубже в снег.

Нет ничего важнее опыта, подсказывающего нужное положение тела в тот или иной момент, позволяющего чувствовать свою машину и определять ситуации, когда необходимо изо всех сил нажимать на газ.

Конечно, по показателю пробега снегоходы уступают машинам и не могут преодолевать миллионы километров.

Обслуживание.

Чтобы снегоход служил вам верой и правдой долгие годы, с ним нужно обращаться очень бережно, своевременно его ремонтировать или обслуживать. Перед началом сезона машина в обязательном порядке законсервируется, в начале сезона – разконсервируется. Техническое обслуживание ничем не отличается мотоциклов. Таким образом, минимальное внимание к своей машине и голова на плечах способна решить любую возникающую проблему. Если вы полюбите технику, она обязательно ответит вам взаимностью.

Снегоходы
Экипировка
Аксессуары