Конечно, сегодня в это трудно поверить, но в 70-е годы прошлого столетия по выпуску мопедов наше государство занимало третье место после Италии и Японии. Но самое невероятное — то, что СССР являлся импортером малокубатурной техники многих соцстран и стран загнивающего капитализма. Советские мопеды собирались рабочими братских республик — Пензы, Риги и Львова, а двигатели изготавливали в Шяуляе, Коврове и Ленинграде.
Интересно, что слово «мопед» образовано слиянием двух других слов — «мотор» и «педали». С конца 60-х начали выпускаться модели с браком, и львовские мопеды нажили плохую репутацию и их перестали покупать. А учитывая, что еще и цена выросла на 60-70 рублей, покупатели поспешили найти им замену.
Обратим внимание на мопед «Верховина-4». Этому мопеду крупно повезло, его изготовили в 1974 году, в годы девятой пятилетки, которая положительно повлияла на качество.
Мотор Шяуляйского завода просто поражает своими цифрами: пятидесятикубовый двухтактный двигатель выдает полторы лошадиные силы. Их помогает реализовывать коробка передач с двумя ступенями.
Если смотреть объективно, силовой агрегат был скопирован с чешского, хотя какое это имеет значение? Технология следующая: краник, утопитель поплавка. После чего садитесь в седло, включаете первую или вторую передачу, открываете компрессор. Заводится это «чудо техники» при помощи педалей. Закрываете компрессор, и мотор работает! В принципе это удобно: если мотор выйдет из строя, можно будет перейти на мускульную тягу.
Мопеды были достаточно универсальным транспортом, который был прост в управлении и достаточно экономным в использовании. Для того чтобы управлять им не нужно было сдавать на права, оформлять регистрационные документы. Особенно популярной эта средства передвижения были у пенсионеров и подростков.
Цена этих «тарахтелок» была демократичная — в районе 200 рублей. Конечно, это не мотоцикл, но все же быстрей велосипеда, хотя он тяжело ехал вверх по крутой дороге, приходилось крутить педали.
Интересно, что в крохотном цилиндре помещалось целых полторы лошадиных силы. Каких-то 30 лет назад наша страна была на первом месте в мире по количеству мототехники на душу населения.